Wikipedia

Результаты поиска

среда, 25 сентября 2019 г.

День третий. Проектируем из будущего

Новость дня: Размещены методические рекомендации по реализации ООП в сетевой форме. Смотрите здесь
ФОРСАЙТ – это формат коммуникации, при котором участники договариваются по поводу образов будущего, определяют желаемый и планируют действия, необходимые для его достижения. Это одна из современных и динамичных форм стратегического планирования.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРСАЙТА


  • Будущее можно создать!
  • Будущее вариативно и зависит от решений участников и причастных сторон
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы хотим его видеть
    В основу методологии положен опрос экспертов для определения возможных сценариев будущего и выбор наиболее предпочтительного. Совместная работа позволяет создать единую позицию и выстроить социальные связи. Такой способ прогнозирования:
    • является систематически повторяющимся хорошо организованным процессом;
    • рассчитан на долгосрочную перспективу;
    • включает в работу заинтересованных лиц;
    • нацелен на реальные действия.
    Выделяют три этапы работы с будущем:
    1. Стратегическое мышление – исследование будущего;
    2. Принятие стратегических решений;
    3. Воплощение в жизнь принятых решений.
    Сегодня мейнстримовское представление о форсайте во многом сформировано книгой “Думая о будущем. Руководство по Стратегическому Форсайту” П.Бишопа. В работе описывается пять этапов:
    1. Выделение объекта прогнозов – заказчиком задаются границы интересов исследования;
    2. Определение важных условий – качественные и количественные показатели желаемого будущего;
    3. Сканирование – процесс определения участников, методов исследования;
    4. Альтернативы будущего – выяснение текущих тенденций относительно объекта прогнозов, зон неопределенности, сценариев будущего;
    5. Планирование и исполнение – создание дорожных карт с учетом меняющихся обстоятельств.
    Строительство будущего может происходить за счет:
    • Материальных ресурсов;
    • Власти;
    • Связей;
    • Формирования повестки дня.

    Rapid Foresight

    Существуют разные модификации форсайта и  дальнейшее описание работы по этому методу будет сделано на примере Rapid Foresight (скоростной форсайт) с которым мне приходилось работать. От классической методологии отличается тем, что:
    • не требует “тяжелых” бюджетов;
    • занимает немного времени;
    • эксперты работают совместно со схемами и образами, а не текстами;
    • основные результаты получаются во время работы по прогнозированию и сразу после нее.
    Работа по методу скоростного форсайта представляет собой сессию, в которой принимают участие эксперты. У такой сессии существует заказчик на формирование будущего. В момент обращения, заказчик находится на одном из этапов процесса трансформации будущего. Соответственно работа по методу форсайт производится для конкретного этапа.
    Точки трансформации форсайтРезультатами скоростного форсайта могут быть:
    • Достоверный прогноз будущего;
    • Согласование позиций и объединение людей;
    • Знания в изменяемой области и в применении форсайта;
    • Диагностика квалификации участников и их навыков коллективной деятельности;
    • Создание дорожных карт и проектов реализации;
    • Решение конкретных задач с учетом картины будущего;
    • Создание материалов для дальнейшей работы управленческой команды.

    Карта времени

    Ключевой идеей метода является карта времени, представляющая собой плоскость, где справа налево отмеряются промежутки времени, а снизу вверх тренды.
    Карта времени с трендами форсайтДля отметок на карте времени используются карточки, которые заполняют участники. На них описываются тренды, относящиеся к одному из типов:
    • технология,
    • формат,
    • событие,
    • нормативный акт,
    • угроза.
    На карточках указывается год тренда, в соответствии с которым она размещается на одной из временных зон. Линия времени имеет горизонт на десятилетия и состоит из четырех этапов:
    • Ближайшее время. Сегодняшние тренды с большой вероятностью дают плоды для короткого временного промежутка.
    • Средний горизонт. Размещаются карточки с информацией о явлениях, трендах, угрозах, которые важны для настоящего, но пока существуют только предпосылки для их прорыва в средней временной перспективе.
    • Дальний рубеж. Представленные здесь карточки описывают объекты, которые будут формироваться в результате развития существующих трендов, качественные скачки имеющихся уже технологий, скрещивания разных направлений.
    • Невероятный (черные лебеди). В этот раздел попадают карточки, предложенные одним из экспертов, но не получившие согласия остальных. Т.е. речь идет о события, которые по мнению большинства участников никогда не произойдут.
    Работу в группах задает последовательность размещения карточек:
    • Обсуждение предмета работы, уточнение его границ и т.д.
    • Размещение на карту карточек основных трендов, оказывающих увеличивающее или уменьшающее влияние на предметную область (например, увеличение количества выброса углекислого газа в атмосферу больших городов).
    • Помещение на карту технологий в предметной области (например, беспилотные автомобили).
    • Помещение форматов на линии трендов (например, клуб автомобилистов).
    • Помещение нормативных актов (любые законы, регламентирующие деятельность в предметной области).
    • Помещение на карту угроз и возможностей – субъективная оценка явлений, размещенных на сайте, с точки зрения субъектов. Типовыми субъектами являются территория, компания, отрасль, сообщество. Появление новых субъектов отмечается на отдельном флип-чарте.
    • Помещение на карту событий – точечные значимые события, способные изменить тренды.

    Структура

    Для эффективной организации форсайт-сессии предлагается структура в виде описания ролей. Один и тот же человек, может исполнять несколько ролей.
    • Держатель коммуникаций с заказчиком – отвечает за отношения с заказчиком от постановки задачи до презентации результатов.
    • Ведущий – организует проектировку форсайт-сессии и ее провидение.
    • Модераторы – организует коммуникации в процессе сессии. В случае, если группа не одна, в каждой из них присутствует свой модератор. Для упрощения работы в одной группе может быть два модератора.
    • Сборщик – ведет фиксацию событий во время сессии, отслеживает динамику работы группы, моменты зацикливания.
    • Аналитик – готовит шаблоны отчетов, отвечает за формирование общего отчета.
    • Администратор – следит за строками и обеспечением участников всем необходимым.
    • Эксперты – специалисты в областях, связанных с поставленной задачей, принимающие участники в сессии.
    Оптимальное количество участников от 5 до 15, но не более 25. Участники могут разбиваться на подгруппы. Каждая подгруппа имеет модератора, организующего заполнение участниками карты времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий